воскресенье, 20 мая 2012 г.

Стыд 21 века




   В большинстве случаев после просмотра очередного фильма люди делают свой приговор, а именно - определяют «хороший» или «плохой» этот фильм. Что ж, вроде бы ничего примеча-тельного в этом нет, ведь фильмы могут нравится или не нравится. Но дело в том, что кино не может быть настолько однозначным, как понятия «хороший» и «плохой». Иногда мы не задумываемся, что именно нам понравилось, а что вызвало негативные эмоции. Кино может быть шокирующим, откровенным, кричащим, кино ломает стереотипы или осветляет те мо-менты нашей жизни, которые обычно люди стараются держать под завесой. Кино может рассказать о тех вещах, которые каждый из нас  хранит в секрете и не обсуждает даже с самыми близкими. Кино переосмысливает множество наших поступков, и часто мы просто
боимся признать то, какими мы являемся на самом деле.
  Фильм «Стыд» Стива МакКуина безусловно принадлежит к фильмам, которые невозможно определить под какой-либо из существующих шаблонов. Они ни «хороший» ни «плохой»,
Ни «захватывающий» ни «скучный». Во время просмотра начинаешь осознавать: этот фильм и не фильм вовсе, это больше похоже на слежку журналиста за сенсационным материалом, заинтересовавшим его. Во время просмотра вы как- будто ходите по пятам за главным героем, наблюдаете за его бытом, рутиной, течением жизни. Не создается этого ощущения «просмотра кино», как это бывает, когда смотришь обычный художественный фильм. Когда
Вы смотрите стыд – вы живете чужой жизнью.

  Кто же он, наш «материал» ? В центре сюжета картины находится сексуально зависимый мужчина по имени Брэндон. Мы практически ничего не знаем о его прошлом, все внимание уделяется его повседневной жизни, которая давным- давно превратилась в сплошную зави-симость. Брэндон ходит по кругу, от ломки до удовлетворения, секс  и удовлетворение -
все что его интересует. Он смотрит порнографию, мастурбирует в душе, снимает проститу-ток и просто спит с женщинами, с которыми познакомился пару часов назад. Думаю, основ-ная масса людей назвала бы его извращенцем и мерзавцем, гадким омерзительным подон-ком. Я не стану этого отрицать, но сама назвала бы его по-другому. Он болен. Все мы при-выкли уже к существованию наркоманов и алкоголиков, это не кажется чем-то из ряда вон выходящим, ведь так? Сейчас можно лечь в реабилитационный центр, приклеить пластырь, который предотвращал бы появление чувства ломки. Это тоже говорит о том, что мир не стоит на месте, а значит, будут появляться новые искушения, которые будут разрушать че-ловека, растлевать его душу и овладевать здравым смыслом. В то время, когда секс управ-ляет массами ( включите телевизор, посмотрите рекламу или любой музыкальный канал, пролистните журналы, выйдите на улицу и рассмотрите билборды, почитайте их лозунги
и вам станет ясно, что я имею в виду) , стать зависимым от него очень легко. Скорее всего вначале человек даже не будет осознавать, что он сексоголик, ведь в наше время переспать
с первым встречным, или устроить оргию не является чем-то зазорным или отвратительным.
В наше время это называется «разнообразие».

   Стив МакКуин использовал приём так называемой «рамки».Фильм начинается сценой в поезде метро, в котором едет Брэндон. Он наблюдает за сидящей напротив девушкой, не просто наблюдает – он пожирает её глазами. Сначала она улыбается ему, наверное вооб-ражая, что просто понравилась мужчине, но потом ей становится неловко, ведь взгляд Брэндона- это взгляд охотника, который готов схватить свою жертву. Он ведет себя словно фанатик, пытаясь дотронуться до девушки, поймать её, догнать в метро.  Финальная сцена повторяет начало фильма: снова Брэндон, та же девушка. Только они словно поменялись ролями. Он смотрит на неё, не отрывая взгляд, но это скорее взгляд побитой собаки, которая устала от своей жизни. Девушка ищет его внимания, улыбается, как бы маня и фильм заканчивается. Режиссер предоставляет зрителю возможность самому додумать концовку:
Сможет ли Брэндон выбраться из порочного круга или нет? Пойдет ли он за девушкой или поедет домой?

Майкл Фассбендер, который сыграл главную роль был на высоте. Есть такие актеры,  на которых не просто приятно смотреть в кадре: в их взгляде и выражении лица есть нечто очень  притягательное, на них можно смотреть не отрываясь, даже если снимать их не в фильме, а просто так. Думаю, Стив МакКуин это прочувствовал еще во время своей первой работы с Фассбендером в 2008 ( фильм «Голод» , обладатель Каннской золотой пальмовой ветви). Чувства и переживания персонажа очень тонко обыграны исполнителем главной роли. Мы понимаем, что Брэндон- не просто извращенец, он человек, который понимает : то, что он делает, неправильно, оно рушит его жизнь, его отношения с окружающими, его собственное мировосприятие.  Фассбендер смог очень четко отобразить весь спектр эмоций, испытываемых Брэндоном, он в начале фильма и в конце – люди, которых объединяет только одно – их зависимость, но что отличает их друг от друга- отношение к ней.

Так же стоит несколько слов сказать о Кэрри Маллиган, сыгравшей Сиси- сестру Брэндона.
Кэрри, известная по таким фильмам как « Воспитание чувств» и «Не отпускай меня» , не
Стала изменять своему привычному образу. Её игра хороша, она отлично подходит на роль девушки, которая живет сегодняшним днем и не знает, куда жизнь занесет её завтра. У меня создалось впечатление, будто Сиси блекнет на фоне своего брата. Может, тем самым режи-ссер хочет показать, что она в какой-то степени повторяет судьбу своего брата, только в еще
большей степени.

  В фильме очень много эротических сцен, причем самого разного характера. Это не то кино, которое я бы советовала смотреть в семейном кругу или на большом экране. Перед просмот-ром убедитесь, что вы не находитесь во власти  предубеждений и стереотипов. Будьте готовы к моральному потрясению, к тому, что можете испытать отвращение или скуку. А после просмотра не спешите определять «хороший» фильм или «плохой». Потому что, если говорить откровенно, «хороших» или « плохих» фильмов просто не существует.



Комментариев нет:

Отправить комментарий